Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Токсовский центр образования имени Героя Советского Союза Петрова Василия Яковлевича"


 

СМИ О НАС.jpg


Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
Будь_здоров_даня_5х15.jpg

Конкурс "Моя малая Родина - 2020". Посвящается 75-летию Победы

Конкурс "Моя малая Родина - 2020". Посвящается 75-летию Победы


конкурс 2020.jpg
Номинация "Город мастеров.Макеты памятников Великой Отечественной войны"
Шепелев Дмитрий. 1 "В" кл. Экспозиция "Дорога жизни: Несломленный Ленинград"

Номинация "Бессмертный полк"
Третяк Виктория, 8 "Б" кл. Учебно-исследовательская работа "Герой Советского Союза Василий Яковлевич Петров.  Качества характера, сформировавшие личность героя". 
Шумилова Екатерина, 9 "А" кл. "Моя прабабушка Ухина Зоя Степановна"
Березина Марина, 8 "Б" кл. "Мой прадедушка Старовойтов Василий Иванович"
Кирюхина Варвара, 2 "Б" кл. "История моего прадедушки: Попов Александр Леонтьевич"
Ициксон Кристина, 10 кл. "Война в жизни моей семьи" 
Азийканен Кристина, 2 "Б" кл. "Я помню! Я горжусь!
Воробьев Андрей, 3 "А" кл. "Ганичев Евгений Андреевич, Куликов Василий Петрович"
Прохожев Артём, 2 "Б" к. Тв. работа "Батищев Александр Николаевич"
"Бессмертный полк" - 2015 г. http://school-toksovo.ru/about/shkolnyy-muzey-im-v-ya-petrova/%D0%91%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BA.php

Номинация "Творческие работы"
Коллективная работа 3 "В" кл. Плакат "Памятники п. Токсово"
Ермоленко Александр, 2 Б" кл.  Презентация "Луга - город Воинской славы
Романюк Лилия,  2 "Б"кл.  Плакат "День Победы - 9 Мая!"
Чумак Лилия, 2 "Б" кл. Презентация "Девочки - Герои Великой Отечественной войны"
Ягодин Алексей, 2 "Б" кл. Проект "Город-герой Ленинград"
Мартынов Роман, 2 "Б" кл. "Города-герои"
Сашникова Капитолина, 2 "Б" кл. Презентация "Книги о Великой Отечественной войне"

Номинация "Стихи о войне"
Бекасов Тимофей, 2 "Б" кл.  "День Победы"

Номинация "Песня о войне"
Романюк Лилия, 2 "Б" кл. "Я хочу, чтобы не было больше войны!" mp3

Номинация "Я - художник"
Гусакова Наталия, 10 кл.  "Братское захоронение в Токсове"




Номинации конкурса «Моя малая Родина – 2020:

Посвящается 75-летию Победы»

 

Баллы

 

 

*    «Проекты» (исследовательские, творческие, прикладные и т.д.)

 

5  – 12

*    «Учебно-исследовательские работы» (о бывших учителях-ветеранах, Винокурове  А.П., Петрове В.Я. и др.)

5 – 15

*    «Творческие работы»:

¾    презентации;

ѕ    видеофильмы (не более 5 мин);

ѕ    фотоальбомы;

ѕ    и т.д.

2 – 8

 

*    Путеводители по теме Конкурса

 

2 – 10

*    «Я – поэт»: стихи о войне собственного сочинения (в печатном и электронном виде); учитывается оформление.

1 – 8

*    Наша мастерская: макеты памятников ВОВ с описанием. За размещение  фото макета с описанием в интернете в VK в группе «Токсовский центр образования» добавляются 3 балла.

2 - 12

*    Публицистика: пост в соцсетях (ссылку отправить организаторам)

o    посвященный музейным экспонатам-реликвиям ВВО;

o    посвященный событиям Великой Отечественной войны.

2 – 8

*    Бессмертный полк. Видеоролик «Они сражались за Родину!»  о родственнике, знакомом - участниках ВОВ (за размещение в интернете – дополнительные 3 балла, в оргкомитет предоставить ссылку)

 

3– 15

*    Бессмертный полк. Сочинение, рассказ, эссе, пост в соцсетях в группе «Токсовский центр образования» о своем родственнике-фронтовике, знакомом (в оргкомитет предоставить ссылку).  За размещение в VK  в группе «Токсовский центр образования» добавляются 3 балла.

1 – 10

*    Фоторепортаж об экскурсии к 75-летию Победы в один из музеев С-Петербурга и области.  Оформить в виде альбома, «раскладушки» и т.д.

1 – 10

*    «Я – художник»:

    • Токсово в годы войны;
    • памятники в п. Токсово;
    • и т.д.

Работа должна быть подписана

-         фамилия, имя;

-         класс;

-         фамилия, имя, отчество pуководителя (если есть);

-         название pаботы;

ѕ      техника исполнения.

Рисунки:

1 – 3.

 

Картины:

1 – 5.  






Номинация "Город мастеров: макеты памятников Великой Отечественной войны"

Шепелев Дмитрий (1 "В" кл.) и его бабушка Михайлова Елена Владимировна. Экспозиция "Дорога жизни: Несломленный Ленинград"

IMG_3273-05-03-20-06-20.JPG 
IMG_3278-05-03-20-06-20.JPG IMG_3279-05-03-20-06-20.JPG IMG_3280-05-03-20-06-20.JPG IMG_3281-05-03-20-06-20.JPG







Номинация "Бессмертный полк"


Шумилова Екатерина, 9 "А" кл. "Моя прабабушка Ухина Зоя Степановна"

Слайд1.JPG

Слайд2.JPG

Слайд3.JPG

Слайд4.JPG

Слайд5.JPG

Слайд6.JPG

Слайд7.JPG

Слайд8.JPG

Слайд9.JPG

Слайд10.JPG

Слайд11.JPG

Слайд12.JPG

Слайд13.JPG





Березина Марина, 8 "Б" кл.   "Мой прадедушка Старовойтов Василий Иванович"


 Сейчас мне 15 лет. В этом году празднуют 75 лет с победы над фашистами. Через 25 лет мы будем праздновать 100 лет с победы над фашистами.  Мне уже будет 40 лет, у меня, скорее всего, будет семья и дети.  Я, конечно же, расскажу им про своего прадедушку Старовойтова Василия Ивановича.

Рисунок1.jpg

 Мой прадедушка был гражданином Беларуси. Когда началась война, он пошел в партизаны. Когда фашисты захватили Беларусь, его семью расстреляли, из-за того что он был партизаном. Старовойтов Василий Иванович воевал под руководством Машерова Петра Мироновича, который позже стал первым секретарем Беларуси. Дошел до Венгрии и участвовал в ее освобождении. Был награжден многими медалями, в том числе орденом славы и медалью за отвагу. Его наградили орденом славы за то, что он, когда был в дозоре, услышал фашистов и открыл огонь. В одном из сражений был ранен, но выжил. Дошел до конца войны. Умер в октябре 1972 года от болезни, когда ему было 70 лет.

Так же у меня была прабабушка Старовойтова Вера Никифоровна. 

Рисунок2.jpg

Она была на оккупированной территории, когда ей было 27 лет. Втихаря пекла хлеб для партизан. В ее доме были немцы связисты, они давали ей сахар. Были так же другие немцы, которые сжигали и расстреливали людей. Один раз ее послали гнать коров. Она сбежала, потом пряталась, а когда пришла домой немцы расстреливали людей, у которых в родственниках были партизаны, напротив ее дома. Ее спрашивали, кто у нее в партизанах, она ответила, что нет никого. Прабабушку отпустили, а другую женщину с ребенком расстреляли. Она дожила до конца войны.

Вот такая история была в моей семье. После того как я услышала эти истории,  я могу точно сказать «НЕ ХОЧУ ВОЙНЫ!».






  Кирюхина Варвара, 2 "Б" кл. "История моего прадедушки: Попов Александр Леонтьевич"

Слайд1.JPG

Слайд2.JPG

Слайд3.JPG

Слайд4.JPG

Слайд6.JPG




Ициксон Кристина, 10 кл.  "Война в жизни моей семьи"

Слайд1.JPG

Цель: Собрать материал об участии моих предков в Великой Отечественной войне

Задачи: 

  1. Поиск информации и дальнейшее её изучение (военная хроника, Интернет-ресурсы)
  1. Собрать архивные материалы о моей семье

Проблема: Прошло много лет со Дня Великой Победы в Великой Отечественной войне и многие начинают забывать о том, как навредила и какой след оставила война в их семьях. Все мы в неоплатном долгу перед павшими на полях сражений и героями, которые вернулись с поля боя, оставив нам мирное небо над головой. 


Слайд5.JPG

Слайд6.JPG

Слайд7.JPG


Слайд8.JPG

Слайд9.JPG

Слайд10.JPG


Слайд11.JPG











Азийканен Кристина, 2 "Б" кл. "Я помню! Я горжусь!


Азийканен Кристина веб.jpg
Азийканен Кристина док.jpg






  Воробьёв Андрей, 3 "А" кл.  "Ганичев Евгений Андреевич, Куликов Василий Петрович"


1.jpg    2.jpg

3.jpg

4.jpg
5 док.jpg

6.jpg7.jpg8.jpg
9.jpg
10.jpg
11.jpg


12.jpg
13.jpg
14.jpg




 Прохожев Артём,   2 "Б" кл.    "Батищев Александр Николаевич"

Не подписана_2б_Батищев Александр Николаевич.jpg







Номинация "Творческие работы"


Коллективная работа 3 "В" кл. Плакат "Памятники п. Токсово"

Плакт Памятники п. Токсово_3В.jpg





Ермоленко Александр , 2 "Б" кл.   "Луга - город Воинской славы"


Слайд1.JPGСлайд2.JPGСлайд3.JPGСлайд4.JPGСлайд5.JPGСлайд6.JPGСлайд7.JPGСлайд8.JPGСлайд10.JPGСлайд11.JPGСлайд12.JPGСлайд13.JPGСлайд14.JPG




Романюк Лилия,  2 "Б"кл.  Плакат "День Победы - 9 Мая"

IMAG7025 веб.jpg




Чумак Лилия, 2 "Б" Презентация "Девочки - Герои Великой Отечественной войны"


чумак лиля 2б 2.JPG
чумак лиля 2б 3.JPG
чумак лиля 2б 4.JPG
чумак лиля 2б 5.JPG





Ягодин Алексей, 2 "Б" кл. "Город-герой Ленинград"

Ягодин.JPG

Город-герой Ленинград

Цель проекта.

1.Узнать о подвиге ленинградцев во время Великой Отечественной войны.

 

Город Ленинград, ныне Санкт – Петербург, по праву обладает особой степенью отличия СССР званием Города – Героя. Город на Неве пережил ужасные события Великой Отечественной войны. В 1941г. на город напали фашистские захватчики. Силы были не равны, и Ленинград был блокирован, немцы плотно взяли его в кольцо. Началась Великая блокада.

В захваченном городе не хватало продовольствия, горючего, люди умирали от голода прямо на улицах. На ту пору выдалась суровая зима, и те, кто не погиб голодной смертью, просто замерз.

Осада города продолжалась около 900 дней, несмотря на все тягости и потери, ленинградцы выстояли. Они непрерывно защищали свой город от непрекращающихся атак немцев. Более 650 тысяч жителей погибло. Огромной ценой, ленинградцы вернули себе свободу, вырвали город из лап врага, отстояли родные дома.

Блокадному прошлому в Ленинграде посвящено огромное количество памятников и скульптур, на многих из них застыл ужас того непростого времени. Еще в Ленинграде есть музей, в котором хранятся экспонаты блокадных дней, в них заключен героический подвиг защитников города.

Самый запоминающийся монумент, это «Разорванное кольцо» на берегах Ладоги. Он символизирует прорыв блокады, а разрыв между арками это та самая «Дорога жизни». Благодаря «Дороге жизни», в осажденный город доставляли продовольствие, вывозили оттуда стариков и детей.

Звание города Героя Ленинград приобрел в 1965 г, а в мае 1985, в честь очередного празднования Дня Победы, был открыт одноименный монумент, расположенный на пощади Восстания.

Ленинградская блокада признана самой страшной в истории человечества.

Герой Ленинград – это особый город. Город с богатой историей, с великими жителями, принесшими своим соотечественникам Победу, с особым прошлым.





Мартынов Роман "Города-герои"

Города герои Роман Мартынов.docx (15662182)


города-герои 1.JPGгорода-герои 2.JPGгорода-герои 3.JPGгорода-герои 4.JPGгорода-герои 5.JPGгорода-герои 6.JPGгорода-герои 7.JPGгорода-герои 8.JPGгорода-герои 9.JPGгорода-герои 10.JPGгорода-герои 11.JPGгорода-герои 12.JPGгорода-герои 13.JPG







Сашникова Александра, 2 "Б" кл. 
Презентация "Книги о Великой Отечественной войне"

Сашникова Капитолина, 2 "Б" кл. Презентация "Книги о Великой Отечественной войне"

  В   презентации    представлена  литература  библиотеки Токсовского центра образования. Литература  : художественная  и  документальная , литература  военных  лет и  современная.









Номинация "Стихи о войне"


         
Бекасов Тимофей, 2 "Б" кл.  "День Победы"

Бекасов Тимофей 2б.JPG





Номинация "Песня о войне"


Лилия Романюк - Я хочу, чтобы не было больше войны.mp3 (8680446)


Я хочу, чтобы не было Больше войны!






Номинация "Я - художник"


Гусакова Наталия, 10 кл.  "Братское захоронение в Токсове"

Гусакова Наталия 9а.jpg





    Мандрыкина Елизавета, 8 "Б".    "Отчаянный воин".
Худ. руководитель Аксенова З.М.

IMG_20191223_114246_AO_HDR.jpg







Мартыненкова Ариана, 7 "Б". "За любимую Россию!"
Худ. руководитель Аксенова З.М.

IMG_20191223_114410_AO_HDR 2.jpg






Микляева Вероника, 8 "А" кл. "Мы за мир!"
Худ. руководитель Аксенова З.М.

IMG_20191223_114741_AO_HDR.jpg






Половко Максим, 6 "В" кл.  "Мы за мир!"
Худ. руководитель Аксенова З.М.

IMG_20191223_114725_AO_HDR.jpg






Колесова Екатерина, 8 "А" кл.  "Мы за мир!"
Худ. руководитель Аксенова З.М.

IMG_20191223_114619_AO_HDR.jpg








Третяк Виктория, 8 "Б" кл. Учебно-исследовательская работа "Герой Советского Союза Василий Яковлевич Петров. 

 Качества характера, сформировавшие личность героя". 



МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЗАОЧНЫЙ  КОНКУРС

                        «ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА - СЕВЕР» 

 

Номинация: краеведение

   

Герой Советского Союза Василий Яковлевич Петров.

 Качества характера, сформировавшие личность героя.

 

  

 

Выполнила:

 Третяк Виктория Викторовна,

 ученица 8 «Б» класса МОУ «СОШ «ТЦО» Всеволожского района Ленинградской области

 

Руководитель:

 Ильина Нина Борисовна, педагог дополнительного образования

 

 

Обнинск

 

2020

 

 

  

Оглавление

Введение. 4

Глава 1. 6

1.1        Из довоенной  биографии Героя Советского Союза. 6

Василия Яковлевича Петрова. 6

1.2 Фронтовой путь. 6

1.2.1 Ленинградский фронт. 7

1.2.2 Разведчик 48-ой Гвардейской СД.. 7

1.2.3 Эпизоды фронтовой жизни В.Я. Петрова. 9

1.3 Награды В.Я. Петрова. 9

1.3.1 Медаль «За отвагу». 10

1.3.2 Орден Красной Звезды.. 10

1.3.3 Звание Героя Советского Союза. 10

1.3.4 Орден Славы III степени. 11

Глава 2. 13

Заключение. 14

Источники информации. 16

Библиография. 16

Интернет-ресурсы.. 16

Приложения. 18

Приложение II. Дом семьи Петрова в д. Аудио. 18

Приложение I. Герой Советского Союза В.Я. Петров. 18

Приложение III/ Боевой путь 48 Гв. СД.. 18

Приложение IV. Н.К. Низинский, командир дивизиона 98-ого артполка 48-ой гвардейской Криворожской Краснознамённой СД. Фото 1945. 18

Приложение V. Титульный лист донесения по Петрову В.Я. 19

Приложение VI.  Донесение командира 48 сд о гибели Петрова В.Я. 19

Приложение VII. Схема места гибели Петрова. 20

Приложение VIII. Гранитная плита на могиле. 20

Приложение IX. Первый лист приказа о награждении медалью «За отвагу». 20

Приложение X. Второй лист приказа о награждении медалью «За отвагу». 20

Приложение XI. Первый лист наградного листа на орден Красной Звезды.. 21

Приложение XII. Второй лист Наградного листа на орден Красной Звезды.. 21

Приложение XIII. Первый лист приказа о награждении орденом Красной Звезды.. 21

Приложение XIV. Второй лист приказа о награждении орденом Красной Звезды.. 21


Приложение XVI. Второй лист Наградного листа о присвоении звания Героя Советского Союза  22

Приложение XVII. Первый лист Указа о присвоении Героя Советского Союза. 22

Приложение XVIII. Второй лист Указа о присвоении Героя Советского Союза. 22

Приложение XIX. Третий лист Указа о присвоении Героя Советского Союза. 23

Приложение XX. Первый лист наградного листа на орден Красного Знамени. 23

Приложение XXI. Второй лист Наградного листа на орден Красного Знамени. 24

Приложение XXII. Первый лист приказа о награждении орденом Славы.. 24

Приложение XXIII. Второй лист приказа о награждении орденом Славы.. 24

Приложение XXV. Президент РФ В.В. Путин. 24

Приложение XXIV. Улица Петрова на карте. 25

Приложение XXVI. Соревнования по дзюдо памяти В.Я. Петрова. 26

Приложение XXVII. Описание памятника-стелы.. 26

Приложение XXIX. Диаграмма «Знаешь ли ты, кто такой В.Я. Петров?». 2

Приложение XXX. Диаграмма «Смог бы ты повторить подвиг В.Я. Петрова?». 3

Приложение XXXI.   Петров В.Я. – крайний справа. 3

 

 

Введение

В 2020 году будет отмечаться 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Василий Петров был одним из участников той войны и к тому же учился в нашей Токсовской школе. Каждому ученику было бы интересно узнать о нем как можно больше нового.

Выбор темы был вызван тем, что в этом году автор работы начала вести экскурсии в нашем школьном музее имени Героя Советского Союза Петрова Василия Яковлевича. В связи с этим возник вопрос, почему у нынешнего поколения из памяти уходят в прошлое события Великой Отечественной войны?

Автор обратила внимание на это, ведь интересно общаться с ветеранами. Современному поколению очень повезло потому, что мы пока еще имеем возможность общаться с ними. С каждым годом участников той войны, к сожалению, становится все меньше и меньше. К нам на уроки иногда приходят ветераны, рассказывают нам о войне и показывают нам старые газеты или фотографии тех военных лет. Мы должны всегда помнить о павших воинах, особенно о героях, которые умирали ради нашей мирной жизни. Именно поэтому темой исследования стала личность Василия Яковлевича Петрова, Героя Советского Союза, бывшего ученика Токсовской школы.

Тема работы: «Василий Яковлевич Петров. Качества характера, сформировавшие личность героя».

Актуальность: в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в обществе появился большой интерес к событиям тех лет.  Петров В.Я. – наш земляк, бывший ученик Токсовской школы, в 23 года отдавший свою жизнь за Родину, - заставляет задуматься о дне сегодняшнем. К сожалению, сейчас наше поколение начинает забывать  о событиях Великой Отечественной войны. Такое забвение порождает социальные проблемы в обществе. Из публикаций СМИ известно, что на Западе, в частности, на Украине, поднимает голову нацизм. Автор работы считает, что мы должны знать историю своей малой Родины, ее героев, помнить о тех, кто приближал этот знаменательный день.

Ведь в жизни всегда есть место подвигу.

Новизна исследования заключается в том, что до сих пор никто не проанализировал, какие качества характера помогли Петрову стать героем, качества, которые и наших современников побуждают совершить героические поступки.

Могут ли наши современники, оказавшись в тех же условиях, что и Петров, совершать подвиги, отдавать свою жизнь за родину, за товарищей, находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций? Этот вопрос является проблемным, и мы попытаемся решить его в ходе исследовательской работы.

Объектом исследования являются события Великой Отечественной войны, а предметом исследования - фронтовой путь и подвиги Петрова Василия Яковлевича.

Цель: на примере жизни и подвигов В.Я. Петрова выяснить, какие качества помогают человеку, в том числе и моим современникам, стать героем.

Чтобы достичь поставленной цели, следует выполнить задачи:

1)      изучить биографию Петрова по библиографическим источникам и Интернет-ресурсам;

2)      изучить копии подлинных документов о Василии Петрове, находящихся в школьном музее;

3)      систематизировать источники информации о Петрове;

4)      подобрать фотоматериал;

5)      провести анкетирование обучающихся 5,8,11 классов;

6)      побывать в местах п. Токсово, связанных с жизнью Петрова В.Я.

 

Гипотеза. Автор полагает,  что данные качества помогли Петрову стать героем, а также могут помочь нашим сверстникам совершить героические поступки:

ѕ    беззаветная любовь к своей Родине;

ѕ    выдержка;

ѕ    хладнокровие;

ѕ    мужество;

ѕ    чувство товарищества;

ѕ    сообразительность;

ѕ    лидерство.

Хотя доказать это весьма трудно.

 

      Этапы работы:

                        I.                   Определение темы, с выделением проблемы, которую надо исследовать, формулировка цели и определение задач исследования.

                     II.                   1. Найти и систематизировать источники информации:

ѕ           исторические документы;

ѕ           литературные источники и Интернет-ресурсы.

2. Определиться со способами сбора и анализа информации:

ѕ           провести анкетирование обучающихся;

ѕ           взять интервью у историков и краеведов.

                  III.                   Изучить и проанализировать собранную по теме работы информацию.

                  IV.                   Сделать выводы на основе анализа проделанной работы и оформить полученные результаты.

                     V.                   Самооценка проделанной работы.

 

Предполагается использовать следующие методы и приемы исследования: последовательно-текстуальная работа с источниками,  интервьюирование, анкетирование, фотографирование; анализ и синтез.

  Теоретическая значимость работы заключается в том, что люди смогут воспользоваться материалом, полученным в ходе работы для написания различных исследовательских работ о В.Я. Петрове и для проведения поисковых работ о родственниках героя.

Практическая значимость работы заключается в том, что работу можно будет использовать для проведения экскурсий в школьном музее или на уроках истории, посвященных ВОВ. Классные руководители могут проводить классные часы в день памяти Петрова Василия Яковлевича. Также работа пригодится для налаживания связей со школами, которые в 60-ые годы собирали сведения о 48- ой гвардейской стрелковой дивизии и вместе с нашей школой приезжали на слет красных следопытов в Москву в январе 1975 года.

Глава 1

1.1         Из довоенной  биографии Героя Советского Союза

Василия Я ковлевича Петрова

 

 

Василий Яковлевич Петров (Приложение I) родился 21 марта 1921 года в деревне Ванцево Карамышенского района Псковской области. В 1929 году семья, в которой кроме Василия было еще шестеро детей, переезжает в Ленинградскую область, в деревню Аудио Токсовского района. В 1936 г. он заканчивает  Токсовскую школу-семилетку.

Из воспоминаний родных Василия Петрова, хранящихся в нашем музее, мы знаем, что Василий был «очень энергичным, трудолюбивым парнем. Он любил спорт, ходил на лыжах, играл на различных музыкальных инструментах, много читал, увлекался  футболом. Со своими сверстниками организовывал различные игры. Хорошо знал финский язык».

В 1936 году, после окончания семи классов, Василий обучается в фабрично-заводском училище при Ленинградском металлическом заводе, а затем приходит в механосборочный цех слесарем-сборщиком турбин. [[1]]

В школьном музее сохранилась фотография дома семьи Петрова в д. Аудио (Приложение II).

Работая слесарем на заводе, Василий находил время для занятий спортом и самообразования. Василий играл на музыкальных инструментах, изучал финский язык. А попутно - эстонский и немецкий. В деревне Аудио тех лет жили эстонцы и прибалтийские немцы[[2]].

И была бы, вероятно, у него счастливая судьба. Но 22 июня 1941 года началась война. Василий Петров поспешил в райвоенкомат. В приемной ему сказали: «У вас – броня, и вы на своем месте нужнее»[[3]]. ЛМЗ переходит на производство военной продукции: снаряды, мины, патроны, минометы, ремонт бронетехники. Наступила зима. Ранняя, жестокая. Уже в ноябре замерзла Ладога. Заводы перешли на казарменное положение: люди работали в цехах, в цехах спали, если была возможность поспать. Однако Василий находил время навещать родных: мать в Токсове, сестер в Ленинграде[[4]]. Василий неоднократно просится на фронт, ему отказывают, ссылаясь на то, что он нужнее на заводе [[5]]. В январе 1942 года Василию пришла повестка в армию.

 

1.2 Фронтовой путь

За время службы Василию довелось воевать  на Ленинградском, Западном, Воронежском, Юго-Западном, Степном фронтах в составе 143-го гвардейского стрелкового полка 48-й гвардейской стрелковой дивизии, на 2-м и З-м Украинских фронтах в составе 146-го гвардейского стрелкового полка 48-й гвардейской стрелковой дивизии в качестве разведчика. Занимал должности командира отделения разведчиков, командира взвода пешей разведки.[[6]]

 

1.2.1 Ленинградский фронт

 

Новый этап в жизни Василия Яковлевича начинается у стен Ленинграда.

Перед отправкой, 16 января 1942 г., он пришел проститься с младшей сестрой и матерью (отец умер перед войной). Увидеться им больше не довелось.

Он как снайпер 153 стрелкового полка 80-ой дивизии Ленинградского фронта подбил 10 бронеобъектов врага и уничтожил 11 гитлеровцев. Дрался с врагом зло и бесстрашно. Только недолго пришлось ему защищать Ленинград: в марте, был тяжело ранен и эвакуирован в госпиталь в Удмурдскую АССР.

После лечения получил специальную подготовку и был направлен в роту разведчиков, отправляющуюся на фронт[[7]].

 

1.2.2 Разведчик 48-ой Гвардейской СД

После полного выздоровления Василий продолжил службу в 48-oй гвардейской стрелковой дивизии. Участвуя в Великой Отечественной войне Советского Союза с немецко-фашистскими захватчиками, 48-я Гв. СД с боями прошла славный боевой путь: Воронеж, Рязань, Москва, Волоколамск, Тула, Козельск, Кантемировск, Харьков, Николаев, Бахмач, Гомель, Брест, Каунас, Кенигсберг, Вильнюс, Познань, Берлин[[8]]. Карта боевого пути (Приложение III)

Первая разведывательная операция, в которой участвовал Василий Петров, сразу же выявила в нем качества опытного следопыта. Природа наградила его острым глазом, хладнокровием, терпением – всем, что так нужно разведчику. Приходилось участвовать в боях под Солнечногорском, у Истры и Волоколамска, на Гжатско-Вяземском направлении.[[9]]

             Снова бои. Теперь на Западном фронте. Они продолжались весь сентябрь и часть октября. Враг пытался свести на нет успех нашего зимнего наступления под Москвой. Новая стрелковая дивизии с честью выполнила свою задачу. Во всяком случае, ее стойкость оценили в полной мере, присвоив ей звание: 10 октября 1942 года 246-я стрелковая была переименована в 48-ю гвардейскую[[10]].

           13 января 1943 года началась Острогожско-Рассошинская операция. Войска фронта прорвали оборону противника и продвигались в глубь её. Неожиданно в районе штаба 48-й дивизии была замечена группа немцев. Между этой группой и нашими разведчиками завязался бой. В этом бою Василий Яковлевич спас жизнь начальнику разведки Н.К. Низинскому[[11]]. В данной ситуации Василий Петров проявил смелость и отвагу.  

Начальник разведки Н.К. Низинский (Приложение IV).

 

 20 октября Степной фронт был переименован во 2-й Украинский. И вот в его составе Василий Петров и форсировал Днепр вместе с сотнями тысяч других солдат и офицеров. Само по себе форсирование большого водного рубежа - подвиг. Василий Петров вместе с группой разведчиков были первые, кто пересек реку и начал бои за расширение плацдарма на правом берегу. Восемь суток выдержали Петров и его товарищи на берегу Днепра у села Бородавки. Восемь дней их выбивали огнем с земли и бомбили с воздуха. Все выдержали, не отступив ни на шаг.

В этих осенних боях Петров дрался в атакующих или обороняющихся цепях. Просто солдатом он вместе с другими блокировал и уничтожал опорные пункты врага, вступал в рукопашные схватки, отражал танковые удары[[12]].

20 декабря 1943 года был обнародован Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза разведчику В.Я. Петрову.

1 мая 1944 года командующий 28-ой Армией генерал-лейтенант А.А. Лучинский вручил Василию Яковлевичу орден Ленина и Золотую Звезду Героя.

13 августа 1944 года Петрову присвоили воинское звание «младший лейтенант» и назначили командиром разведвзвода. Командование оценило его организаторские способности, смелость, умение доводить дело до конца. Василий Яковлевич постоянно совершенствовал свое мастерство разведчика. Возможно, это первое офицерское звание для Петрова было бы далеко не последним. Только судьба распорядилась иначе. О гвардии мл. л-те Петрове и его группе в дивизии ходили легенды. Не было такой сложной разведывательной операции, в которой бы не участвовал Петров. С его именем связаны самые смелые и дерзкие вылазки в стан врага.[13]

 

Война шла к завершению. Осень сорок четвертого. Перешли линию государственной границы. И вот - Гумбинен. Потери. Снова нужен «язык» - контрольный пленный. Опять надо перебираться туда, за «нейтралку».

Когда разведчики уходят в поиск, они оставляют в своих окопах все: имя, фамилию, отчество, документы, фотографии, письма, вырезки из многотиражных газет. За «нейтралку» идут люди без роду, без племени. И это справедливый закон войны. Но Василий Петров сумел отстоять для себя возможность ходить в разведку со звездой Героя на гимнастерке.[[14]]  

25 ноября 1944 года начальник разведки дивизии Рахманов направляет группу Петрова из района Йодцунена в глубокий тыл противника, передний край которого был сильно заминирован. [[15]]

При выполнении задания один из бойцов подорвался на мине. Немцы открыли шквальный огонь. Чтобы спасти людей, гвардии младший лейтенант Петров приказал отходить назад, а сам остался прикрывать товарищей. Из этого боя он не вернулся[[16]].

Титульный лист донесения по Петрову В.Я (Приложение V).

Донесение командира 48 СД о гибели Петрова В.Я. (Приложение VI).

Лишь 14 января 1945 года его тело было найдено примерно в километре от предполагаемого места гибели. Целый километр, истекая кровью, Василий Петров полз вперед, пытаясь добраться до своих. К несчастью, на его пути оказалась воронка. Он так и не смог из неё выбраться: видно, ослабел сильно. Он лежал ничком, вытянув руки, словно пытаясь найти опору, чтобы подтянуться.[[17]] Но так и не смог. Герой лежал лицом вниз.

В момент гибели ему было 23 года и 8 месяцев. Схема места гибели Петрова В.Я  (Приложение VII).

Похоронен в городе Каунас на военном кладбище, на Аллее героев. Гранитная плита на могиле (Приложение VIII).

 

1.2.3 Эпизоды фронтовой жизни В.Я. Петрова

Из воспоминаний Н. К. Низинского, командира дивизиона 98 арт. полка 48 Гв. СД

«…Я познакомился с Василем Петровым в 1943 году. Он сначала был худеньким, высокого роста, с курчавыми рыжими волосами. В 1944 году Петров заметно возмужал. Вся его юность буквально отошла в сторону.

Штаб Воронежского фронта участвовал в боях под Москвой, Ленинградом, в битве за Днепр, затем на территории Восточной Пруссии.

30 января вышли мы на разведку с Петровым. Перед нами стояла главная задача: обнаружить противника. Мы вошли в хуторок. Вдруг увидели немцев. Что делать? Решили принять бой, но как действовать? На меня внезапно сзади напали 3 немца, Василий схватил автомат, одного застрелил и двоих убил прикладом автомата.

В этот момент, как назло, кончились патроны. Мы расположились в кустах. Василий отправился за патронами. Когда он вернулся, то мимо нас пробежало несколько немцев. Василий крикнул: «Ложись!» - и открыл огонь. Немцы упали замертво. Мы стали продвигаться вперёд. Мы увидели окровавленного немца, стрелявшего вокруг себя. Петров выстрелил в этого немца и сказал: «О, сволочь! Отживает. А стреляет!». Бой этот был небольшим, всего 1 час 40 минут. В разведку с Василем нас посылали не раз.

…Зашли в крайний домик ближайшего села. Я открыл дверь, в сенях было темно и душно, никого не было. Я прошёл дальше по тёмному коридору, нащупал кривую дверь и открыл её. В маленькой комнатке за столом сидело шесть немцев. Комната была наполнена дымом от папирос, и трудно было различить, сколько всего было немцев. Но мне сразу бросилось в глаза, что автоматы их были сложены в углу у двери. Я стою один в руках держу пистолет. Я стреляю и кричу: «Руки вверх!» Немцы бросаются на меня. В этот момент вдруг вбегает Василий и даёт длинную очередь. На него и на меня лезут немцы. Мы стали драться. Вдруг на меня налетел здоровый немец в очках. Я уже начинаю чувствовать, что меня покидают силы. Я как-то нечаянно задел дулом пистолета ему по очкам, очки разбились. Произошло замешательство, я этим воспользовался и стукнул как следует голову немца об угол стола. Немец упал. Так Василий спас мне жизнь».[[18]]

Эти эпизоды еще раз доказывают, что Василий Яковлевич был решительным, смелым и мужественным человеком, умеющим принимать правильные решения в экстремальных ситуациях за считанные секунды.

 

1.3 Награды В.Я. Петрова

В.Я. Петров имел следующие боевые награды: медаль «За отвагу», орден «Красной Звезды», Золотую звезду Героя Советского Союза, орден Ленина, орден Славы III степени.

1.3.1 Медаль «За отвагу»

Свою первую награду, медаль «За отвагу»,  Василий получил в августе 1943 года. Приказ по 143 стрелковому гвардейскому стрелковому полку от имени Президиума Верховного Совета СССР подписан 31 августа 1943 года командиром Гв. СП Гв. м-ром Варапаевым. В Приказе читаем: «Наградить разведчика взвода пешей разведки Гвардии сержанта Петрова Василия Яковлевича  – за организацию нападения на штаб противника в районе с. Безлюдовка».

Первый лист приказа о награждении медалью «За отвагу» (Приложение IX).

Второй лист приказа о награждении медалью «За отвагу» (Приложение X).

 

1.3.2 Орден Красной Звезды

А в ноябре 1943 года Петров получает орден Красной Звезды за смелость и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий. Из Наградного листа от 3 ноября 1943 года: «5 сентября 1943 года в с. Соколово в составе группы выполнил задание по захвату языка – ворвавшись в расположение противника, уничтожил 12 солдат и захватил пленного.

13 октября в группе выполнил приказ по заходу в тыл противника на 5 километров, пробыв там сутки уточнил расположение огневых точек противника, систему обороны и ценные сведения доставил в штаб полка.

16 октября 1943 года в составе группы захватили языка и доставили в штаб полка.

24 октября 1943 г. в районе ст. Верховцево участвовал в группе по преследованию противника, где захватили пять пленных.

Благодаря тщательному и аккуратному изучению переднего края противника по указанию Петрова в районе с. Борки уничтожена батарея противника.»

Приказ 48 Гв. СД  о награждении В.Я Петрова орденом Красной Звезды от имени Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий Командование на фронте борьбы с немецкими захватчиками   и проявленные при этом доблесть и мужество»  подписан 6 ноября 1943 года командиром Гв. СД Гв. п-ком Корчиковым и начальником штаба дивизии Гв. п-ком Ячменьковым.

Первый лист наградного листа на орден Красной Звезды (см. приложение XI). Второй лист наградного листа на орден Красной Звезды (Приложение XII). Первый лист приказа о награждении орденом Красной Звезды (Приложение XIII). Второй лист приказа о награждении орденом Красной Звезды (Приложение XIV).

 

1.3.3 Звание Героя Советского Союза

После форсирования Днепра Петров В.Я. был представлен к званию Героя Советского Союза, наградной лист подписан 2 ноября. Из наградного листа мы узнаем: «За время боевых действий полка при выполнении боевых задач командования полка тов. Петров неоднократно показывал образцы мужества, отваги   и геройства в выполнении боевых задач. 20 сентября 1943 г.  с группой в 6 человек разведчиков, выполняя боевую задачу п-ка, подбили 1 броневик и 1  автомашину, где было истреблено до 15 солдат и офицеров, в результате чего были доставлены командованию ценные штабные документы.

11 октября 1943 года тов. Петров получил задачу о выяснении группировки противника в районе южнее Шевченкова. Пробравшись в тыл противника, разведывал скопление пехоты, артиллерии и танков противника. При возвращении в часть захватил контрольно пленного.

14 октября, выполняя задачу в районе Пролетарки, так же принес ценные данные о расположении войск противника и захватил языка.

16 октября 43 года в р-не Новая Григорьевка тов. Петров доставил ценные данные о противнике и доставил контрольного  пленного.

18 октября 43 г.  в р-не деревни Верховцево т. Петров взял в плен 5 немецких солдат.

За время летних наступательных боев под руководством  т. Петрова и лично им самим  было доставлено более 20 языков и истреблено до 100 солдат и офицеров противника.

За проявленную отвагу, геройство в борьбе с немецкими захватчиками достоин Правительственной награды - звания Героя Советского Союза»

Наградной лист подписан и.о. командира 146 Гв. СП Гв. майором Симоновым, командиром 48 СД Гв. п-ком Корчиковым, Гв. генералом-лейтенантом Гагеном и Гв. майором Бочаровым. Присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Указ Президиума Верховного Совета СССР от 20.12. 1943 г.

Вскоре Василий Петров сфотографировался со своими однополчанами (Приложение № XXXI).

Первый лист Наградного листа о присвоении звания Героя Советского Союза (Приложение XV). Второй лист Наградного листа о присвоении звания Героя Советского Союза (Приложение XVI). Первый лист Указа о присвоении Героя Советского Союза (Приложение XVII). Второй лист Указа о присвоении Героя Советского Союза (Приложение XVIII). Третий лист Указа о присвоении Героя Советского Союза (Приложение XIX).

 

1.3.4 Орден Славы III степени

26 февраля 1944 года Петров В.Я. представлен к ордену Красного знамени. В наградном листе читаем: « 21 февраля 1944 года во главе группы разведчиков проник в тыл противника в районе Металлургического завода г. Кривой рог, автоматной стрельбой навел панику в рядах противника, уничтожив при этом 15 гитлеровцев и 6 захватив в плен. Это дало возможность нашей пехоте ворваться и закрепиться в заводе – выполнить поставленную задачу».

За время боев разведчики Героя Советского Союза Петрова добыли много ценных сведений и привели до 20 «языков». Наградной лист подписан командиром 143 Гв.  СП Гв. майором Берлинским (неразборчиво),  командиром 48 СД Гв. п-ком Корчиковым, командиром 34 стрелк. корпуса  генерал-майором Косовуцким, командующим 46 Армией Героем Советского Союза Гв. генерал-лейтенантом Глаголевым и членом Военного Совета Гв. генерал-майором Коноваловым.

Приказ 46 армии 3 Украинского фронта от 20.04.1944 г. «От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР за образцовое выполнение боевых заданий командования  на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество награждаю орденом Славы III степени  Гв. сержанта Петрова Василия Яковлевича, командира взвода пешей разведки 143 Гв. СП 48 Гв. стрелковой  Криворожской дивизии», - командующий войсками 48 армии Герой Советского Союза Гв. генерал-лейтенат Глаголев, член Военного  Совета армии Гв. генерал-майор Коновалов, начальник штаба армии генерал-майор Вирмаш (неразборчиво).

Первый лист наградного листа на орден Красного Знамени (Приложение № XX). Второй лист наградного листа на орден Красного Знамени (Приложение XXI).Первый лист приказа о награждении орденом Славы III степени (Приложение XXII). Второй лист приказа о награждении орденом Славы III степени (Приложение XXIII).

 

***

Итак, обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, какие черты характера помогли Василию Петрову стать героем.

С детских лет Василий проявлял лидерские качества и в играх с ровесниками, и во время обучения в ФЗУ при ЛМЗ, и во время работы на заводе. Занятия спортом, знание немецкого языка так же помогали ему выполнять задания командования на фронте.

Однополчане выделяли такие черты характера Василия как хладнокровие, терпение, предельная внимательность, чувство ответственности за порученное дело и чувство товарищества – всё, что необходимо разведчику.

Командование отмечало, что «при выполнении боевых задач … Петров неоднократно показывал образцы мужества, отваги и геройства». Оно ценило его организаторские способности, смелость, умение доводить дело до конца.

В. Петров получал награды «за образцовое выполнение боевых заданий … и проявленные при этом доблесть и мужество». Он был человеком, умеющим принимать правильные решения в экстремальных ситуациях за считанные секунды.

И, конечно же, беззаветная любовь к своей Родине и ненависть к врагу – качества, помогавшие В. Петрову в трудные минуты фронтовой жизни.

 

Глава 2

В ходе работы была просмотрена и проанализирована литература, имеющаяся в школьной и поселковой библиотеке, архивные документы, хранящиеся в школьном музее Токсовской школы: копии наградных листов и приказов на получение Петровым В.Я. наград, воспоминания родных и однополчан героя, вырезки из газет 60-70 г.г. и т.д. Обобщение полученной информации позволило написать работу и сделать определенные выводы.

Мы побывали в д. Куялово, на улице В.Я. Петрова. В двух километрах от этого места, в д. Аудио (и Куялово, и Аудио относятся к Токсовскому поселению), прошло детство Василия Петрова.

Было проведено анкетирование в 5-х, 8-х, 11 классах, по результатам которого были сделаны выводы, отраженные в диаграммах (см. приложение XXIX, XXX).

Обучающимся были заданы три вопроса:

1.      «Знаешь ли ты, кто такой В.Я. Петров?»

2.      «Смог бы ты повторить подвиг В.Я. Петрова?»

3.      «Какие черты характера с твоей точки зрения помогают человеку стать героем?»

Обстоятельно проанализированы были первые два вопроса. Результаты анкетирования оказались интересными.

Самым простым оказался вопрос: «Знаешь ли ты, кто такой В.Я. Петров?»

Среди всех опрошенных, меньше всего о Петрове знают учащиеся 5-х классов. Один из них написал, что всё это выдумка. Возможно, это связано с тем, что с ними было проведено мало памятных классных часов о Василии Петрове.

В 8 классе о герое знает большее количество человек, а значит, экскурсии, проводимые в школьном музее, и посещение мероприятий  на День памяти Петрова были не зря.

В 11 классе 100% обучающихся знают о бывшем ученике нашей школы Герое Советского Союза В.Я. Петрове, знают его биографию, слышали и о подвигах, которые он совершал.  

Ответы на второй вопрос: «Смог бы ты повторить подвиг В.Я. Петрова?» - оказались неоднозначными. Результаты вызывают некоторую тревогу. 80% пятиклассников на вопрос: «Смог бы ты повторить подвиг В.Я. Петрова?» - ответили отрицательно. Это доказывает, что проблема недостатка патриотического воспитания сейчас очень актуальна.

На гистограмме (приложение XXX) мы видим, что в восьмом классе голоса разделись поровну, что говорит нам о том, что обучающиеся понимают значение слова подвиг.

 В 11 классе (приложение XXX) большинство учеников ответили, что не смогли бы повторить подвиг Петрова. Но резко выросло кол-во обучающихся, которые затрудняются ответить на этот вопрос. И это нормально. Ведь ребята уже сформировались как личность и способны отвечать за свои поступки. Они умеют анализировать  и делать выводы, поэтому, прежде чем ответить на вопрос, они пытаются представить себя в подобной ситуации, оценить свои возможности. Хочется надеяться, что оказавшись в такой ситуации, многие из этих ребят поступят так же, как Василий Петров.

Отвечая на третий вопрос, обучающиеся назвали следующие черты характера: храбрость, отвага, мужество, товарищество, честь, сила воли, любовь к Родине, стойкость духа, вера в себя. Это перекликается с тем, о чем мы писали в исследовании. И в годы Великой Отечественной войны, и в наши дни те же черты характера делают человека героем.

Исходя из вышесказанного, делаем вывод: необходимо начинать рассказывать о жизни и подвигах Василия Яковлевича Петрова, как можно раньше. Уже в начальной школе ребенок должен задумываться о том, что такое подвиг, и способен ли он сам совершить его.

 

 

Заключение

Как показали результаты исследования, тема, которую я выбрала, действительно актуальна. Она перекликается с днем сегодняшним.

Мы должны знать историю своей Малой Родины, ее героев, чтобы не дать возродиться нацизму. На примерах подвигов Петрова и других героев Великой Отечественной войны прививать любовь к Отчизне у наших ровесников.

Можно считать, цель моей работы достигнута. Выдвинутая мною в начале исследования гипотеза подтвердилась анализом поступков В.Я. Петрова в годы войны и мнением ребят нашей школы.

На основании проведенной работы, я могу констатировать, что невозможно стать героем, не любя свою Родину, не будучи сильной личностью, не обладая теми качествами, которые имел В.Я. Петров: мужество, хладнокровие, выдержка, лидерские качества, товарищество и, конечно же, любовь к Родине. Эти же качества проявляют и наши современники, совершая героические поступки.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты позволили задать нужную направленность при составлении и проведении экскурсий для обучающихся нашей школы. Исследование может быть полезно и интересно тем ребятам, которые увлекаются историей ВОВ. Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке классных часов и викторин по краеведческим темам.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в более подробном изучении качеств характера нашего современника, ситуаций, в которых он оказывается в наше неспокойное время. Мы пришли к выводу, что необходимо увековечить память Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова, установив мемориальную доску в д. Аудио Токсовского поселения, где прошло детство героя. С данным предложением будем обращаться в Администрацию МО «Токсовское поселение».

  В процессе написания работы автор научилась систематизировать источники информации, анализировать результаты анкетирования обучающихся, строить диаграммы, правильно оформлять результаты исследования, планировать свою работу, подбирать фотоматериал.

Результаты исследования заставляют задуматься о проблемах нашего поколения, о будущем страны.

***

В честь героев в нашей стране называют улицы, аллеи, аэропорты и т.д.…

На Ленинградском металлическом заводе есть музей им. Героя Советского Союза В.Петрова. В д. Куялово, недалеко от Токсова, улица носит имя Героя. (Приложение XXIV). Его имя носит наша школа и наш школьный музей. В С-Петербурге ежегодно проходит Международный юношеский турнир по дзюдо памяти Героя Советского Союза Петрова на призы президента В.В. Путина (Приложение XXV и XXVI). В городе Каунас есть школа, учащиеся которой хранят память о Василии Петрове. В Москве, в школе № 25, тоже есть музей, в котором собраны материалы о 48-й СД и Петрове В.Я.

Во дворе школы и на территории объединения «Ленинградский металлический завод» установлены памятники-стелы (приложение XXVII). Авторами проекта и исполнителями является бригада слесарей механосборочного цеха[[19]].

В одном из цехов головного предприятия объединения «Ленинградский металлический завод» в 1980-х годах была прибита табличка: «Здесь работает бригада коммунистического труда имени Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова». Много лет рабочие числили в своей бригаде знаменитого земляка. 

Была в городе Вильнюсе пионерская дружина имени В.Я. Петрова.[[20]]

О Василии Яковлевиче Петрове слагают стихи (Приложение XXVIII).

Мы, ученики Токсовской школы, продолжаем эту эстафету памяти.

 


 Источники информации

Библиография

1.             Белые ночи: Очерки, зарисовки, документы, воспоминания/ Сост. И.И. Слобожан. - Л.: Лениздат, 1980. – 448 с.

2.             Кудрявцев, В.И. Победители: Токсовчане в Великой Отечественной войне. По воспоминаниям участников. - СПб.: Реноме, 2010. 192 с.

3.             Кудрявцев, В.И.  Поселок на Токсовских высотах. - СПб.: Реноме, 2009. – 352 с.

4.             На разных фронтах. Вспоминают ветераны: Сост. Н.С. Жуков. – СПб.: Вести, 2001.

5.             Пахомов, В.А. Токсово: между прошлым и будущим.- СПб: Любавич, 2009. – 130 с.

6.      Пчелов, Б.А., Алексеев, С.П. Пусть помнят живые: Сб. воспоминаний. – СПб.: СРП Павел ВОГ, 2000. – 272 с.

  

Интернет-ресурсы

1.             Петров Василий Яковлевич [Электронный ресурс]: Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B 8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 (Дата обращения: 03.06.2019)

2.             Петров Василий Яковлевич [Электронный ресурс]: Герои страны.- Режим доступа: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=17145 ( Дата обращения: 03.06.2019)

3.             Разведчик Герой Советского Союза Василий Петров [Электронный ресурс]: Конт.- Режим доступа: https://cont.ws/@s1601v3006/470130 ( Дата обращения: 03.06.2019)

4.             Памятник Герою Советского Союза В.Я. Петрову (Токсово) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://wikimapia.org/22657326/ru/%D0%9F%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8E-%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%A1%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%B0-%D0%92-%D0%AF-%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%83 ( Дата обращения: 03.06.2019)

5.             Петров Василий Яковлевич [Электронный ресурс]: Люди. Машины. Знания.- Режим доступа: http://lmz-150.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=42&Itemid=41 (Дата обращения 04.06.2019)

6.             В Токсовской школе вспоминали Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова [Электронный ресурс]: vsev.netβ Новости.- Режим доступа http://vsev.net/v-toksovskoj-shkole-vspominali-geroya-sovetskogo-soyuza-vasiliya-yakovlevicha-petrova.html (Дата обращения: 03.07. 2019)

7.             48-я гвардейская стрелковая дивизия [Электронный ресурс]: Википедия.- Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/48-%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D1%8F  (Дата обращения: 06.07.2019)

8.             История создания школьного музея [Электронный ресурс]: O школе.- Режим доступа: http://school-toksovo.ru/about/shkolnyy-muzey-im-v-ya-petrova/istoriya-sozdaniya-muzeya/  (Дата обращения: 10.07.2019)   

9.             Турнир памяти В.Я. Петрова на призы Президента России [Электронный ресурс]: Новости- Режим доступа: https://www.judo.ru/news/6494/ (Дата обращения 16.08.2019)

10.         Питерский турнир [Электронный ресурс]: Новости – Режим доступа: https://www.judo.ru/news/4492/  ( Дата обращения 17.08.2019)

11.         Международный юношеский командный турнир по дзюдо памяти Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова на призы Президента Российской Федерации Владимира Путина [Электронный ресурс]: Анонсы мероприятий- Режим доступа:  https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_physic/announces/28199/ (Дата обращения 17.08.2019)

 


Приложения

 

Приложение II. Дом семьи Петрова в д. Аудио

Приложение I. Герой Советского Союза В.Я. Петров

Картинки по запросу петров василий яковлевич

Приложение III. Боевой путь 48 Гв. СД

F:\4_МУЗЕЙ\ПАПКИ С МАТЕРИАЛАМИ\5_48 СД\P1140145.JPG

 

 

Приложение IV. Н.К. Низинский, командир дивизиона 98-ого артполка 48-ой гвардейской Криворожской Краснознамённой СД. Фото 1945