Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа  оксовский центр образования" им. Героя Советского Союза В.Я. Петрова

gerb.jpg

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА


   



             Учитель-логопед
    Локтаева Ольга Николаевна






Основные направления работы:

  • Диагностика;
  • Профилактическая работа;
  • Коррекционная работа направленная на преодоление речевых и психофизических нарушений путем проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных логопедических занятий;
  • Консультативная работа.

Распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

      В основе обучения чтению - не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребенку новую букву, например М, следует научить его слышать звук «М» в слогах, словах. На протяжении всего периода обучения дома следует называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково — т.е. так, как звучит звук.

        Возьмем, к примеру, звук «М». мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть так же: М! ни в коем случае ЭМ! Или МЭ! Говоря таким образом, мы произносим два звука — «Э» и «М», или «М» и «Э». Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

        Напоминаю, что ЗВУК — это то, что мы слышим. Его можно петь, тянуть, говорить, голосить, слушать. А БУКВА — это то, что мы видим и пишем.

        Не смешивайте, пожалуйста понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребенка читать.

      Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, т.е. ребенок сначала называет буквы слога: «М!А!»— и только после этого читает сам слог: «МА». Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

       Правильное чтение — это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребенок сколько угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: «ММММА». Лишь бы он не останавливался после первой буквы! Лишь бы он прочёл слитно буквы слога!

Что такое дисграфия?

       Дисграфия (нарушение письма) составляет значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних — в усвоении грамматики родного языка. Некоторые (учителя, родители) считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами ученика: неумением слушать объяснения, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

 Если ребенок допускает в речи грамматические ошибки как нужно вести себя взрослому?

       Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребенку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. Например, малыш усвоил окончания творительного падежа существительных -ОМ, -ЕМ: «мячиком, камнем». По этому же типу он образует и другие слова: «палочком, тучем», не подозревая о существовании других окончаний -ОЙ, -ЕЙ. Так же могут появляться ошибочные слова «домы», «поезды» (по аналогии со словом «столы») или возникнут наряду со словосочетанием «много домов» такие, как «много карандашов» или «много этажов».

      Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку — лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры.

      У детей 4-х лет фраза становится длиннее — количество слов в ней может доходить до 4-6. это связано с постоянным ростом словарного запаса, расширением сферы общения маленького человека. Как следствие этого увеличивается количество грамматических ошибок в речи. Новые слова ребенок не всегда правильно употребляет, не успевая одновременно следить за их смысловым содержанием и грамматической формой.

 Консультации для родителей:

Методические рекомендации родителям детей с речевыми недостатками


Речевая азбука


Домашняя игротека