СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА

KzjlcQHs.gif


081cc3d73e8a9dd04a893e7115fc42bf.jpg

На страничку дефектолога
         
Ефремовой Елены Геннадьевны 

и 

Локтаевой Ольги Николаевны





КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   

Рекомендации для родителей

Ранний возраст (от 0 до 3 лет) – очень значимый для речевого развития ребенка. В раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов; научить произносить звуки.

  • Чем больше родители будут разговаривать с ребенком, тем лучше он будет развиваться. Внимание к ребенку положительно влияет на повышение уровня его интеллекта. Обращенная речь является основным стимулом развития мозга в возрасте до трех лет. Количество слов, которое ребенок слышит в течение дня, определяет уровень его интеллекта и речевого развития. Причем слова эти должны исходить от тех, кто заботиться о нем.
  • В каких случаях проявлять беспокойство по поводу возможных нарушений речи у ребенка?
  • У ребенка врожденные пороки развития органов речи: расщелины губы и неба.
  • К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.
  • Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.
  • Ребенок не использует в общении мимику и жесты.
  • Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.
  • У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения даже с самыми близкими людьми.
  • В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки, запинки, повторы слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.
  • Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
В этих случаях необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были тяжелые роды, асфиксия, родовспоможение, тяжелое протекание беременности.
  • Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка.
  • Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.
  • Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на предмет.
  • Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.
  • Использовать прием дополнения детского высказывания.
  • Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончания действия.
  • Использовать прием «лесов»: взрослый начинает – ребенок продолжает.
  • Петь песенки.
  • Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним на доступном уровне.
  • Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

Консультации для родителей:


РАЗВИТИЕ ПОДРАЖАНИЯ

Подражание - один из основных способов усвоения общественного опыта маленького ребенка. Таким путем он усваивает бытовые навыки и овладевает речью. Но само подражание складывается у ребенка не сразу, оно требует обучающего воздействия со стороны взрослого. Научить особого ребенка подражать - одна из важнейших задач начального обучения, так как специального обучения подражание развивается чрезвычайно медленно, что сказывается на усвоении необходимых ребенку практических умений.

Подражание – это повторение движений взрослого или его действий с предметами, происходящих на виду у ребенка. Взрослый показывает, а ребенок повторяет.

Ребенку легче подражать движениям, чем действиям с предметами. Он не может достаточно точно воспроизвести направление движения и его размах. Тем более ему трудно воспроизвести действие с предметом, которое часто состоит из нескольких последовательных этапов. Например, чтобы накормить куклу, нужно взять ложку и держать ее за черенок, поднести к тарелке, затем к лицу куклы и т.д. Ребенок не сможет проследить за очередностью операций в этом сложном действии, если оно выполняется взрослым быстро и без выделения каждого этапа. Поэтому показ должен проводиться медленно, с фиксированием того или иного момента и обозначаться словом.

Если ребенок не подражает данному движению или действию с предметом, взрослый должен взять его руки в свои и совместно произвести нужное действие, а затем предложить это повторить самостоятельно по подражанию.

schastlivaya_semya.jpg

«Птички»

picture_mirror.jpg

Цель. Учить ребенка подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.

Ход игры. Взрослый приглашает ребенка подойти к нему. «Делай, как я. Полетим как птички». – говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой ребенка. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делай так». (Стучит рукой по полу.) Ребенок повторяет. Игра повторяется 2-3 раза. Если ребенок не повторяет действий самостоятельно, то взрослый берет его руки в свои и выполняет движения совместно с ребенком «рука в руке».


«Прокати мяч»

Цель. Учить ребенка подражать действиям взрослого с предметом.

Ход игры. Взрослый садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца, берет

мяч.gif мяч и говорит: «Делай как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно.