Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа "Токсовский центр образования имени Героя Советского Союза Петрова Василия Яковлевича"


 

СМИ О НАС.jpg


Ваше имя*
Ваш E-mail*
Сообщение*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*
Будь_здоров_даня_5х15.jpg

Методическая работа музея



Участие в районной научно-практической конференции "Духовные ценности и образование" 9.12.2015 Выступление по теме "Гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики и краеведения"

26.11.2015 – выступление на совместном заседании Координационного совета по введению ФГОС общего образования в системе образования Всеволожского района и Совета развития образования Всеволожского района «Промежуточные итоги деятельности региональных инновационных площадок по введению ФГОС ООО».

Участие в областном семинаре "Проблемы сохранения форм народной культуры Ленинградской области"13 февраля 2015 г.

Ильина Н.Б. Буклет "Подвиг Героя Советского Союза В.Я. Петрова"

Презентация "Герой Советского Союза Петров В.Я."

Ильина Н.Б. Памятники воинской славы в п. Токсово

Ильина Н.Б. Путевые заметки, или "Это нужно - не мертвым, это надо - живым!"

Сценарий митинга, посвященного памяти Героя Советского Союза В.Я. Петрова на месте захоронения в Каунасе (Литва).

Ильина Н.Б. Презентация Ppt "Памятники воинской славы в п. Токсово"



Районная научно-практическая конференция "Духовные ценности и образование" 9.12.2015 

P1120922.веб.JPG

P1120935.Jвеб.JPG

Выступление на конференции по теме "Гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики и краеведения"

Гражданско-патриотическое  воспитание средствами музейной педагогики и краеведения

Ильина Н.Б., руководитель школьного музея МОУ «СОШ «ТЦО» им. Героя Советского Союза В.Я.Петрова

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Даже в те годы, когда у школы были практически отобраны воспитательные функции, а школа провозглашалась учреждением, предоставляющим лишь образовательные услуги, учителя продолжали нести на своих плечах ответственность за воспитание детей. Ведь детство и юность  - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, для воспитания порядочного человека, гражданина своей страны,  и учителя никогда об этом не забывали. 

Под гражданско-патриотическим воспитанием  подразумевается  постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ. Музей как структурная единица школы, владеющая средствами музейной педагогики и краеведения, несет ответственность за воспитание подрастающего поколения.

Музейная  педагогика -  отрасль   музееведения,  сформировавшаяся в  научную  дисциплину  и особый образовательный ресурс на  стыке  музееведения, педагогики и психологии.

Школьный музей – это информационное, образовательное пространство, максимально открытое для деятельности ребенка, для его творческой, созидательной деятельности. Все процессы, происходящие в музее ставят  задачу  участия  в  формировании  свободной, творческой,  инициативной  личности,  способной  стать  активным  членом современного общества.

 Школьный музей им. Героя Советского Союза в образовательном и воспитательном пространстве МОУ «СОШ «Токсовский центр образования» занимает особенное место. Музей носит имя бывшего ученика Токсовской школы, что накладывает особую ответственность на деятельность нашего музея.

Замечательный русский историк В.О. Ключевский писал: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Музейное пространство в школе – это информационное пространство истории своей малой Родины, которое и просвещает, и воспитывает. Оно -  коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Недаром девиз нашего музея: «Не прервется связь времен и поколений!» Все три поколения объединяет наш школьный музей: здесь и дети находят свой интерес, и среднее поколение, и старожилам п. Токсово интересно у нас бывать.

Музей имеет огромные возможности: предоставляя образовательное и информационное пространство учителям-предметникам, педагогам дополнительного образования, музей включается в образовательный и воспитательный процесс в школе, способствуя воспитанию грамотной креативной личности с активной гражданской позицией. 

За два прошедших года в нашей школе было много мероприятий, связанных с юбилеями: 70-летие Победы, 70-летие со дня гибели Героя Советского Союза В.Я.Петрова, 50-летие школы, 40-летие школьного музея. Музей не только принимал и принимает в них участие, но и предоставляет свое информационное пространство для образования и гражданско-патриотического воспитания детей.

Свою историю музей им. Героя Советского Союза В.Я. Петрова начал в далеком 1975 году. У истоков его создания стояли заместитель по воспитательной работе Сущенко Екатерина Алексеевна и бессменный руководитель музея в течение нескольких десятилетий, участник 4-х парадов Победы Винокуров Александр Петрович. Пройдя долгий сорокалетний путь, музей никогда не изменял своих целей в воспитании подрастающего поколения: формирование и развитие креативной личности, с активной гражданской позицией, любящей свой край и свою Родину, уважающей свой народ, его культуру и духовные традиции.

Три года назад музей начал возрождаться в новом качестве: историко-краеведческий музей им. Героя Советского Союза В.Я. Петрова, имеющий два зала, историко-краеведческий и зал Героя Советского Союза В.Я. Петрова. Заслуга в этом принадлежит краеведу, члену Союза писателей С-Петербурга и области, патриоту Владимиру Ильичу Кудрявцеву и директору МОУ «СОШ «ТЦО» Наталье Геннадиевне Никандровой.

Задача руководителя музея заключается в том, чтобы организовать это информационно-образовательное и воспитательное пространство школы.

Работа музея организована по следующим направлениям:

• военно-патриотическое, воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил:

– мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины;

– изучение материалов и проведений лекций  и заочных экскурсий по теме «Братские захоронения на территории п. Токсово»;

– организация поисковой работы;

– проведение экскурсий в школьном Музее им. Петрова В.Я. ко Дню памяти В.Я.Петрова, ко Дню снятия блокады, ко Дню Победы;

• героико-патриотическое:

– Экскурсии и походы по местам боевой славы;

– Экскурсии в древние крепости на территории Ленинградской обл

• краеведческое;

– оформление экспозиций историко-краеведческого зала;

– организация работы с интерактивной картой «Историко-культурные и природные достопримечательности п. Токсово и его окрестностей»;

– ежегодный фотоконкурс «Моя малая Родина»;

– участие в областных и районных краеведческих конкурсах;

– проведение ежегодного конкурса «Моя малая Родина»;

•  просветительское:

– экскурсии в музеи С-Петербурга и области;

– лекции по истории края;

•    методическая работа:

– разработка проекта «Общешкольный конкурс «Моя малая Родина» с        итоговой игрой по станциям «Моя малая Родина»;

– разработка методических материалов к праздникам и конкурсам;

–  разработка экскурсий по экспозициям историко-краеведческого зала.

Одна из интересных форм работы – проект конкурс-игра. В прошлом учебном году был осуществлен проект-конкурс «Моя малая Родина» с завершающей общешкольной итоговой игрой по «станциям». Проект был приурочен к 70-летию Победы, 50-летию Токсовской школы и 40-летию образования школьного музея. Задания, которые выполняли дети с 1 по 10 классы, способствовали развитию тех универсальных учебных действий, которые мы должны развивать в детях по новым образовательным стандартам: коммуникативных, личностных, регулятивных, познавательных.

На конкурс было представлено 149 работ по номинациям: «70-летие Победы», «Моя школа», «Музей им. Героя Советского Союза В.Я.Петрова», «Поиск», «Геральдическая», «Традиционная культура», «В ожидании чуда»(«Я – поэт», «Я – художник», «Я – писатель»).

Итогом стал сборник творческих работ учащихся: это и стихи, и сочинения, и рисунки, и фотоколлажи, и презентации, и исследовательские работы.

Другая интересная форма работы, укладывающаяся в краеведческое русло, – «Литературная гостиная». Это общий проект школьного музея, библиотеки в лице заведующей библиотекой Татьяны Ивановны Бардак, человека творческого, увлеченного своим делом, писателя, краеведа Владимира Ильича Кудрявцева и директора школы Натальи Геннадиевны Никандровой. Встречи с токсовскими писателями, поэтами, художниками, презентация их произведений способствуют эстетическому воспитанию, пробуждают у детей чувство гордости за свою малую родину.

 История токсовской земли связана с плеядой известных поэтов, писателей, музыкантов, художников: К. Брюллов, Ф. Глинка,  Н. Кукольник, Пааво Ряйкинен,  Н. Тихонов, М. Дудин, Д.С. Лихачев и др. Поэты-современники: А.Иванен, П.И.Константинов, М.В.Амфилохиева, Г.И. Кищук  и др. также посвящают стихи родному п.Токсово. А замечательные художники-токсовчане, чьи работы представлены в коллекциях известных людей и разных музеях мира, воссоздают токсовские пейзажи на своих полотнах: В.Кобзев, С. Потапский, Н.Ефимов и др.

Одно из направлений работы школьного музея – просветительское: поездки в музеи Санкт-Петербурга и области. Но это ведь одновременно и расширение образовательного пространства для детей:

– занятие – экскурсия в Русском музее: «Виды и формы искусства» для 3-х, 4-ых классов;

– занятие в Петропавловской крепости «Улица времени» о петровском периоде в истории России;

– занятие-экскурсия по истории Древнего мира для 5-х классов в Эрмитаже «Искусство Древнего Египта», «Искусство античного мира»;

– экскурсии по Дороге жизни и в музей истории Дороги жизни для 3-х, 5-х,-9-х классов;

– экскурсия-поход по местам боевой славы;

– и др.

Использование музейного пространства для занятий по различным темам:

– «Природные достопримечательности края» (3 -5 кл). Надежда Осипова. Школьное лесничество;

– занятие по истории школы: совместный классный час 5 и 1 класса;

– занятия с детьми дет сада п. Токсово: «Дети войны», «Токсово в годы Великой Отечественной войны», «Быт и культура русского народа»;

– запланированные в этом году лекции по темам: «История нашего края с древнейших времен до наших дней. Обзор», «Советско-финская война» для старшего звена образовательной школы;

– и т.д.

Музей приобщает школьников к системе общечеловеческих  ценностей, к истории, обогащает  патриотические чувства и развивает  художественный вкус. Способствует познанию самого себя через предметный мир.

В планах – многое. В частности, сделать музейное пространство образовательным не только для учащихся школы, но и для жителей п. Токсово. Есть идеи, надо их лишь воплотить в жизнь.

Идет работа над проектом «Экспозиция-макет «Форсирование Днепра». Начальный этап. Планируем, ищем исполнителей, договариваемся, готовим материал для будущей экскурсии.

Есть, конечно, и области работы, которые западают, например, поисковая работа. Ей надо в ближайшем будущем уделить пристальное внимание.

И это, как ни странно, тоже говорит о том, что музей – живой организм, который не просто существует, а живет активной жизнью и развивается.

Неоценимо велика роль музея как культурно-исторического феномена человечества, огромны его возможности для приобщения к миру человеческих ценностей, познания самого себя через предметный мир. И мы, работники школы, руководители, педагоги, организаторы, должны максимально использовать те возможности, которые предоставляет музей для развития, образования и воспитания учащихся, граждан нашей страны.





26.11.2015 – выступление на совместном заседании Координационного совета по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования Всеволожского района и Совета развития образования Всеволожского района «Промежуточные итоги деятельности региональных инновационных площадок по введению ФГОС ООО». Тема выступления «Библиотечный информационный центр и школьный музей им. Героя Советского Союза В.Я. Петрова как  образовательное пространство школы»

26.11.215.jpg

P1120853.JPG

P1120848.JPG






Круглый стол "Проблемы сохранения форм народной традиционной культуры Ленинградской области"

13 февраля 2015 г. в конференц-зале Представительства Республики Коми в Северо-Западном регионе Российской Федерации прошел круглый стол «Проблемы сохранения и актуализации форм народной традиционной культуры Ленинградской области.

fSWg5F7QOEc.jpg


P1100180.веб.JPG

P1100171.веб.JPG


Школьная краеведческая олимпиада. февраль 2014 г.

 

1. Станция «Блокада»

"Блокада"_тест (Правильные ответы – на первом месте)

@Когда началась блокада Ленинграда?

~8 сентября 1941 г.

~5 октября 1941 г.

~8 сентября 1942 г.

@Назовите самую низкую норму выдачи хлеба ленинградцам, установленную с 20 ноября 1941 г.

~125 г

~300 г

~500 г

@Когда была прорвана блокада Ленинграда?

~18 января 1943 г.

~18 марта 1943 г.

~18 июня 1944 г.

@Когда в Ленинграде прозвучал праздничный салют в честь полного снятия блокады Ленинграда?

~27 января 1944 г.

~27 января 1943 г.

~27 января 1942 г.

@Как называлась операция по прорыву блокады Ленинграда?

~«Искра»

~«Внезапный удар»

~«Прорыв»

@Какой памятник, посвященный ленинградским детям, стоит на 3 км Дороги жизни?

~«Цветок жизни»

~«Прорыв»

~«Разорванное кольцо»

@Какая медаль была учреждена 22 декабря 1942 г., которой награждались военнослужащие и гражданские лица, принимавшие непосредственное участие в обороне Ленинграда?

~медаль «За оборону Ленинграда»

~медаль «За мужество»

~медаль «За доблестный труд»

@Чей дневник, состоящий всего из 9 страничек, стал одним из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе?

~Тани Савичевой

~Тани Рудыковской

~Лары Михеенко

@Писатели, которые жили и писали свои произведения в блокадном Ленинграде. Найдите ошибку:

~К. Симонов

~В. Инбер

~О. Берггольц

@Чьи это строки:

«И та, что сегодня прощается

                                                  с милым,-

Пусть боль свою в силу она

                                                     переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся

                                               могилам,

Что нас покориться никто

                                                  не заставит!»?

~А. Ахматова

~О. Берггольц

~В. Инбер

@Как назывался фильм, снятый в блокадном Ленинграде?

~«Ленинград в борьбе»

~«Блокада»

~«В окружении»

@Кто автор симфонии, созданной в блокадном Ленинграде и исполненной в Ленинграде в августе 1942 г.?

~Шостакович

~Прокофьев

~Соловьев-Седой

@ Сколько человек, по подсчетам историков, умерло от голода в блокадном Ленинграде?

~не менее 800 тысяч человек

~около 500 тыс. человек

~около 300 тыс. человек 

 


Ильина Н.Б. Буклет "Подвиг Героя Советского Союза В.Я. Петрова"

http://files.mail.ru/9BD9B3221081486D9985C1C236239893


Ильина Н.Б. Презентация "Герой Советского Союза Петров Василий Яковлевич"

к сожалению, без музыкального сопровождения http://files.mail.ru/CA8928070C1D43EF8D1C603792FFC6AB


Памятники воинской славы в п. Токсово

http://files.mail.ru/2DF82C5D53514590B5C2EC635545AF60


Ильина Н.Б.

Путевые заметки, или «Это нужно – не мертвым, это надо – живым!»

День первый

Мы, ребята и взрослые, стоим в ожидании автобуса, который отправляется в Каунас.  Среди отправляющихся ученики Токсовской средней школы, учащиеся ПУ-43 , педагоги, представители администрации Токсовского поселения. Наша цель – почтить память Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова, бывшего ученика нашей школы, погибшего под Кёнигсбергом и похороненного в Каунасе. Оживленные разговоры, улыбки, мысли о предстоящем. Ответственность понимает каждый…

Едем… Утомительный путь. Но усталости не поддаемся.

Эпизод, запомнившийся в этот день. Во второй половине дня неожиданно нечто огромное на большой скорости промчалось перед движущимся по шоссе автобусом. Водитель резко затормозил. В первое мгновение никто ничего не понял. Затем возглас: «Лось!!!» Огромное животное промчалось перед самым «носом» движущейся машины и исчезло в лесу. Чудом мы избежали столкновения.

Вечер…  Наконец-то, добрались. В душ – и спать. Завтра ответственный, трудный и волнительный день.

День второй 

После завтрака в гостинице – в автобус и на кладбище, к могиле Василия Яковлевича Петрова, прославленного разведчика, отдавшего свою жизнь за мирное будущее  своей Родины. Чувствуется волнение и понимание ответственности, возложенной на нас...

Удивительное кладбище. Здесь обрели вечный покой и русские воины, и литовцы, и немцы. Скульптура матери-Родины с распахнутыми объятиями, наклоненная вперед, словно обнимает всех погибших.

Торжественный митинг, посвященный памяти Героя. Звучат гимны России и Литвы. Ребята молодцы, строгие, подтянутые: стихи читают выразительно, проникновенно, слова идут от сердца… Минута молчания, и затем – цветы к могиле Героя Советского Союза В.Я. Петрова и его друга Пшеничко , погибшего месяцем позже.

«Это нужно -  не мертвым, это надо – живым!» Нам надо, взрослым и детям, проделавшим путь из Петербурга в Каунас, для того, чтобы состоялась эта встреча настоящего с прошлым ради будущего, будущего наших мальчишек и девчонок, будущего страны, в которой мы живем. Эстафета мужества передана.

А затем экскурсия по чудесному городу Каунасу, такому древнему и современному, с его старинными замками и улыбками каунасцев, молодых и не очень. Нам повезло: это был День города, а значит, толпы прогуливающихся, выступления уличных музыкантов, профессиональные, и просто трогательные, неумелые, улыбки и радость на лицах…

После обеда мы в гостях в русскоязычной школе. Самое замечательное – как быстро нашли общий язык и подружились наши ребята с литовскими школьниками: им было что обсудить, было чем поделиться.

А позже – ночной Каунас. Красивый город, красивые лица, хорошие воспоминания…

День третий

Самый трудный день. Эмоции выплеснуты, силы отданы, почетная миссия выполнена... Долгий, утомительный путь домой.

И на этот раз, как и в первый день, не обошлось без поразившего всех происшествия, правда, несколько иного рода.

Когда мы проезжали по Псковской области, нас накрыла черная грозовая туча, из которой на двигающиеся по дороге машины обрушился такой град, какого вряд ли видел кто-либо из нас. Машины прижались к обочинам, у некоторых – разбитое лобовое стекло, у других закрыто стекло тряпками, кто-то съехал с дороги под защиту деревьев. Несколько аварий. Мы двигались «шагом». Это длилось недолго, но было впечатляюще…

***

Поездка удалась. Мы, и взрослые, и дети, думаю, смогли достойно представить нашу школу, нашу страну в Литве и отдать дань памяти Герою Советского Союза Василию Яковлевичу Петрову, с чьей судьбой оказались сопричастны и наши судьбы. Есть что вспомнить, обдумать, рассказать.

Спасибо большое организаторам первой в истории школы поездки к могиле героя, чье имя носит наша школа: директору Токсовского центра образования Наталье Геннадьевне Никандровой и депутатам, нашедшим средства для ее осуществления.


Сценарий митинга, посвященного памяти Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова, на захоронении героя в Каунасе (Литва).

Ведущий 1:  Открываем митинг, посвященный памяти Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова.

Звучит гимн России и гимн Литвы.

Ведущий 2:  Слово предоставляется директору «Токсовского центра образования» Никандровой Наталье Геннадьевне.

………………………….


1.Время героев, обычно ты кажешься прошлым:

Главные битвы приходят из книг и кино,

Главные даты отлиты в газетные строки,

Главные судьбы историй отжиты  давно.

2.Сегодня – день воспоминаний,

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.


Ведущий1 : 68 лет отделяют нас от того радостного и счастливого дня, Дня великой Победы! Военные годы остались где-то далеко, но сама война крепко держит нас могучей силой человеческой памяти.

Ведущий 2: В нашей школе есть музей им. Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова, бывшего ученика нашей школы. Мы чтим священную память о павшем герое!

1.Как это было, как совпало 
 Война, беда, мечта и юность: 
 И это все в меня запало 
И лишь потом во мне очнулось: 
 Сороковые, роковые, 
Свинцовые, пороховые: 
 Война гуляет по России, 
А мы : такие молодые.

Ведущий1 :Василий Петров уходит на Ленинградский фронт снайпером. Ему 21 год



1. Эй, солдат, ты совсем еще молод, 
Это голос жестокой войны! 
Разве сможешь ты сквозь страх и холод 
Путь пройти на защиту страны?! 
Разве сможешь, худой и голодный, 
Всю жестокость преодолеть? 

2.Солдат: Я смогу, я пройду все дороги, 
Сквозь неведомый раньше мне страх! 
Пусть у близких не будет тревоги: 
Я  - России советский солдат!


И в далеком краю, одинокий, — 
За любимых своих умереть?!

Ведущий2: Потом ранение и снова на фронт, Воронежский фронт, в самое пекло!

Навстречу раскатам ревущего грома 
Мы в бой поднимались легко и сурово! 
На наших знаменах написано слово: 
Победа! Победа!

 

Ведущий1: Битва за Днепр наряду со Сталинградом и Курском стала одним из трех крупнейших сражений 1943 года. Гитлер заявил: «Скорее Днепр потечет вспять, чем русские преодолеют его». Преодолели!

Ведущий2: За проявленное мужество и отвагу при форсировании Днепра и выполнении боевого задания Василий Яковлевич Петров получил звание Героя Советского Союза.


1. Война, как проклятие прошлого времени. 
На братских могилах кресты стоят бременем 
Над чьими-то судьбами, чьими-то дедами,

2. Кто так и не смог насладиться победою.


 Помолчим над памятью друзей, 
Тех, кого мы больше не увидим, 
Не услышим тех, кто жизнью всей 
Вместе с нами в мир грядущий вышел.


Ведущий1: Ноябрь 1944 года. Бои за Кёнигсберг. Война шла к завершению. Ах, как трудно умирать, когда скоро долгожданная Победа! Ах, как хочется жить!

 

(Р.Рождественский "Давнее".)


Я, как блиндаж партизанский, 
травою пророс. 
Но, оглянувшись, 
очень отчетливо вижу: 
падают мальчики, 
запнувшись за мину, 
как за порог, 
наткнувшись на очередь, 
будто на ленточку финиша. 
Падают мальчики, 
руки раскинув просторно, 
на чернозем, 
от безделья и крови 
жирный. 
Падают мальчики, 
на мягких ладонях которых - 
такие прекрасные, 
такие длинные 
линии жизни.


Ведущий2: 25 ноября 1944 г. группа Петрова отправлена в глубокий тыл врага. При отходе, чтобы спасти людей, гвардии младший лейтенант остался прикрывать отход своих товарищей. Из этого боя он не вернулся. Василию Яковлевичу Петрову было 23 года.

Негасима память поколений

И память тех, кого мы свято чтим,

Давайте встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.


Ведущий1:  Почтим святую память всех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне.

Минута молчания.


1.Погибшим – 
Быть бессменно на посту, 
Им жить в названьях улиц и в былинах. 
Их подвигов святую красоту 
Отобразят художники в картинах. 

2.Живым – 
Героев чтить, не забывать, 
Их имена хранить в бессмертных списках, 
Об их отваге всем напоминать 
И класть цветы к подножьям обелисков!


Ведущий1: Цветы к могиле Героя Советского Союза Петрова Василия Яковлевича возложить.

1. Мы – наследники тех, кто был честен в бою,

Кто страну защищал смело в годы лихие.

И незримо сегодня с нами в строю

Славный разведчик великой России.

2. Его долг на себя в этот час примеряем.

Мы наследники славы, рожденной в огне.

И сегодня торжественно всем обещаем

Этот мир, как и он, защищать на земле.


Ведущий2: Митинг, посвященный памяти Героя Советского Союза Василия Яковлевича Петрова, объявляется закрытым.

Звучит гимн России и гимн Литвы


Презентация Ppt "Памятники воинской славы в п. Токсово"

http://files.mail.ru/042AFBE6501F4AF6ABF3953E64DA4F6E